ПРАВОМЕРНО ЛИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АТТЕСТАЦИИ ТРЕНЕРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ, В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ?

ПРАВОМЕРНО ЛИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АТТЕСТАЦИИ ТРЕНЕРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ, В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЯ, ЧТО ТАКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ НЕ ЗАКРЕПЛЕНЫ ЗА ПУБЛИЧНЫМ СЕКТОРОМ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 07.12.2007 № 329-ФЗ "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"?
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации 
(далее – Конституция) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Российской Федерации, так и ее субъектов. Помимо прочего, данная статья подкреплена статьей 2 Федеративного договора от 31.03.1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». В качестве правового основания по урегулированию правоотношений, не нашедших отражения на уровне федерального законодательства, служит Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Далее - Закон). Так, в соответствии со статьей 3 Закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. 
Статьей 17 закона установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 
Статьей 26.1 Закона установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 
Статья 26.4 Закона установлено, что проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. 
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать нормативное правовое регулирование правоотношений, не закрепленных на федеральном уровне законодательства. 
Одним из основных принципов законности в Российской Федерации является верховенство закона, которое подразумевает подчинение закону всех подзаконных актов, с целью конкретизации и урегулирования применения положений, закрепленных непосредственно в законе. Подзаконный акт, в свою очередь, может содержать в себе только те нормы, которые уже закреплены в законе и обладает меньшей, по сравнению с законом юридической силой. 
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Пунктом 2 статьи 3 Конституции установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Во взаимосвязи со статьей 32 Конституции, власть народа осуществляется, в том числе, через органы государственной власти, которые избираются непосредственно народом. Принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления путем проведения свободных выборов является одним из основополагающих в непосредственном осуществлении власти народом. Таким образом, органы законодательной государственной власти являются непосредственными представителями народа, наделенными народом полномочиями по принятию законов. 
Во взаимосвязи с вышеизложенным, представляется единственный верный алгоритм по урегулированию правоотношений, не закрепленных на федеральном уровне, который заключается в предусмотрении таких правоотношений в региональном законодательстве, с последующим его раскрытием в подзаконных актах исполнительного органа государственной власти, наделенного законодательством полномочием в части нормативного правового регулирования таких правоотношений. 
Иной подход, например, внесение изменений, в части наделения их полномочиями по проведению аттестации работников сферы физической культуры и спорта, в положения об исполнительных органах государственной власти, не предусмотренных региональным законодательством, или издание ведомственных нормативных правовых актов, не уполномоченными на то исполнительными органами государственной власти, не обладает признаками легитимности. 
Аналогичной позиции в части принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, до принятия федеральных законов придерживаются Верховный суд Чувашской Республики в решении от 13.05.2013 
№ 3-8-2013, Хабаровский краевой суд в решении от 15.11.2008 № 3-27/08, Челябинский областной суд в определении от 15.01.2013 по делу № 11-372/2013. 
Следует отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне не закреплена аттестация тренеров, осуществляющих спортивную подготовку. Вместе с тем, в отсутствие нормы об аттестации тренеров, закрепленной в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ведется работа по закреплению аналогичных норм в региональном законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере физической культуры и спорта. 
Так, положения, касающиеся проведения аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, закреплены в региональном законодательстве Республики Крым, Республики Марий-Эл, Республики Мордовия, Республики Хакасия, Костромской области, Курской области, Мурманской области, Челябинской области, Московской области и Республике Бурятия. Порядок проведения аттестации для таких тренеров, устанавливается непосредственно исполнительным органом государственной власти в сфере физической культуры и спорта, при наличии соответствующего полномочия в региональном законодательстве. 
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. 
При этом следует учитывать, что органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, но при этом находятся в системе государственных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. 
Как правило, основные законы субъектов Российской Федерации (Уставы, Конституции), содержат нормы, согласно которым, органы местного самоуправления муниципальных образований вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. 
На основании изложенного, можно сделать вывод, что аттестация работников муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, правомерна в случае, если в законе субъекта Российской Федерации, регулирующем правоотношения в сфере физической культуры и спорта, закреплено полномочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта по проведению аттестации работников муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, либо в случае, если регулирование такого рода правоотношений закреплено в нормативных правовых актах муниципальных образований субъектов Российской Федерации. 
В заключение, следует упомянуть, что сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект Федерального закона № 185978-7 «О внесении изменений в Федеральный закон 
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на урегулирование вопросов, связанных с аттестацией тренеров.